top of page

ҚАЗ

Жанры вокальной музыки

Оперетта

с итал. - Маленькая опера

Музыкально-сценическое произведение комедийного характера, сочетающее в своей драматургии :музыку, танец, разговорный, диалог. В спектакле задействованы солисты, хор, оркестр в небольшом количестве балет. Оперетта  как самостоятельный жанр сложилась во Франции  в середине 19 в. Создателями были драматург Ф. Эрвэ, и композитор  Ж. Оффенбах . Известность оперетте принесли композиторы : Штраус, Легар, Кальман, Дунаевский.

Опера

Труд, изделие. Вид синтетического искусства

Художественное произведение, содержание которого воплощают в сценических и музыкально-поэтических образах. Опера соединяет в едином театральном действии:

 

  • Вокальную музыку - соло и ансамбль (хор);

  • Инструментальную музыку - симфонический оркестр;

  • Драматургию – актёрское мастерство;

  • Изобразительное искусство - декорации, костюм;

  • Хореографию - балет.

 

В опере  воплощаются все  формы вокальной музыки: ария, ариозо, песня, монолог, речитатив, дуэт, трио, квартет, большие финалы с хором.

 

Опера в свое время подразделяется на жанры:

  • Историко-героическая;

  • Историко-романтическая;

  • Героико-поэтическая;

  • Народно-сказочная;

  • Лирическая;

  • Драматическая;

  • Комедийная;

  • Сатирическая.

 

 

Это интересно:

Появлению оперы в Казахстане предшествовал весьма короткий период – с открытия в 1926 году Казахского драматического театра до премьеры в 1934-м на сцене Казахского музыкального театра первой казахской оперы «Кыз-Жибек» Е. Брусиловского, сразу же покорившей сердца казахстанцев. Это был потрясающий музыкально-сценический опыт синтеза двух традиций – национальной и европейской, который в дни Декады казахского искусства в Москве (1936) и на гастролях в Ленинграде (1938) был отмечен как несомненная творческая удача. Публика и критики с восторгом констатировали – опера на казахской земле состоялась! О «Кыз-Жибек» говорили как о "цельном" и "высокохудожественном" произведении, сами же спектакли называли "восхитительными" и "волнующими".

 

 

Оратория

c лат. Говорю, молю

Крупное музыкальное произведение для певцов (солистов) хора и симфонического оркестра. Писались обычно на драматический и библейский сюжеты.

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО: 18 февраля 2013 года. Алма-Ата. В большом зале Казахской национальной консерватории имени Курмангазы состоялась казахстанская премьера оратории митрополита Волоколамского Илариона «Страсти по Матфею».

Камерный

с лат. Камера, комната

 

Очень обширный пласт вокальной музыки, возникший в эпоху возрождения и  барокко. В это время пишутся: мадригалы, кантаты, мессы. Пение требует виртуозности и шикарности. Пишутся  произведения для солистов, небольшого хора и малого состава оркестра.

 

  • Барочный стиль (причудливый) - свойственна пышность, эффекты, стремление к совмещению реальности с иллюзией.

В пении  рядом с кантиленой изощренные каденции.

 

  • Мадригал - (с лат. - песня на родном языке) - куплеты, припевы

В 16 в  становится вокальной поэмой (обычно 4 - 5 человек)

В 17 в  лирические стихотворения обращенные женщине.

 

  • Кантата - произведение торжественного или лирико-эпического характера. Отличается от оратории  меньшим составом оркестра, менее развитым сюжетом. Содержание светское и духовно - церковное.

 

  • Романсы - занимают очень большое место в камерном вокальном жанре. Романс – с исп. - петь  по-романски.

Стал интенсивно развиваться в 18 - 19в, появляются  элегии, баллады, драматические монологи. Чуть позже появляются песни любовного, шуточного, сатирического и трагедийного содержания. Лучшими образцами классического романса являются композиторы: Шуман, Шуберт, Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Даргомыжский.

Please reload

РУС

ENG

bottom of page