Урок 3 Построение Аккордов
Построение аккордов
Аккордом называется созвучие из трех и более звуков, расположенных по терциям. Нижний звук аккорда - основной тон, или тоника, остальные звуки называются как интервалы от основного - терция, квинта, септима. Чаще всего, аккорды записываются буквенно-цифровым способом - Аm, G7, C и т. д. Заглавная буква указывает на тонику аккорда, остальные символы касаются его вида.Аккорд из трех звуков (тоника, терция, квинта) называется трезвучием. Трезвучия бывают 4 видов - мажорные, минорные, уменьшенные, увеличенные. Остановимся на этом подробнее.
Мажорное трезвучие состоит из большой и малой терций, короче б3 + м3. Звучание яркое, радостное, уверенное.
C
Минорное трезвучие - м3 + б3, звучит печально, грустно.
Cm
Уменьшенное трезвучие - м3 + м3, неуверенное звучание.
C dim
Увеличенное трезвучие - б3 + б3, напряженное звучание.
C aug
Наиболее используемые трезвучия - мажорные и минорные, увеличенные и уменьшенные встречаются гораздо реже. При игре трезвучий на гитаре часто используют 5 или 6 струн, звуки аккорда могут располагаться в разной последовательности, некоторые из них удваиваются, а иногда и утраиваются. Вот несколько распространенных для гитары аккордов. Проиграйте их на гитаре и послушайте окраску:
Кругом выделены тоники аккордов. Послушайте их звучание отдельно, и в аккорде.
Аккорд из четырех звуков называется септаккордом. Септаккорды бывают нескольких видов, наиболее распространенный в рок-музыке - доминантовый (малый мажорный) септаккорд. Он состоит из мажорного трезвучия и малой терции:
Вот один из вариантов этого аккорда для гитары, сыграйте и послушайте его звучание:
Лады, тоника лада, тоническое трезвучие, тональность, гамма, мажор, минор, мажорная и минорная пентатоники, хроматический лад.
Говоря научным языком, лад- это взаимосвязь музыкальных звуков, одни из которых (неустойчивые) тяготеют к другим (устойчивым). В каждом ладу есть один, самый устойчивый звук, к которому тяготеют остальные. Он называется тоникой лада (не путать с тоникой аккорда). Звуки, отстоящие от тоники на терцию и квинту, относительно устойчивы. Вместе эти три звука образуют тоническое трезвучие. Остальные звуки лада стремятся перейти (разрешиться) в ближайший из них.
От вида тонического трезвучия зависит характер звучания лада: мажорное - жизнеутверждающее, светлое; минорное - грустное, меланхоличное.
По высоте основного тона и виду тонического трезвучия определяют тональность музыкального произведения, например: основной тон- Фа, тоническое трезвучие- мажорное, следовательно тональность- Фа мажор (сокращенно Fdur), или основной тон- Си, тоническое трезвучие- минорное, тональность- Си минор (Bmoll)
Если сыграть все звуки лада от тоники до ее октавного повторения, получится гамма. В большинстве случаев слова гамма и лад- синонимы. Ступени лада обозначаются римскими цифрами, или именуются в зависимости от расстояния до тоники. Например:
Лады могут состоять из разного количества звуков: пять (пентатоника), шесть (целотонный), семь (мажор, минор, другие натуральные лады), восемь (уменьшенный), двенадцать (хроматический) и т. д. Количество ладов огромно, но для изучения этой школы вам потребуется знание пяти из них: мажорного, минорного, минорной пентатоники, мажорной пентатоники и хроматического лада. Будем знакомиться с ними по порядку:
Мажор- лад, состоящий из 7 звуков, тоническое трезвучие которого - мажорное. Строение натуральной мажорной гаммы следующее:
Этот лад имеет радостное, оптимистичное звучание. Почувствуйте его, сыграв на гитаре (кругом обозначена тоника):
I II III IV V VI
Минор- лад, состоящий из 7 звуков, тоническое трезвучие - минорное. Звучание грустное, меланхоличное. Вот строение натуральной минорной гаммы:
А вот как она выглядит на грифе:
Нетрудно заметить, что в этих гаммах одни и те же звуки, отличаются только точки отсчета- тоники. Это явление носит название параллелизм тональностей, а гаммы в данном случае называют параллельными. Тоника мажорной гаммы выше тоники параллельной минорной на малую терцию. Таким образом, выучив одну гамму, например ре мажор, вы знаете две - ре мажор и си минор.
Если в натуральном миноре повысить седьмую ступень на полтона, то получится гармонический минор:
Этот лад широко пропагандировал небезызвестный герой шведского народа Ингви Мальмстин. Самостоятельно найдите ее на грифе и послушайте, как она звучит.
Повысив в натуральном миноре, при движении вверх, шестую и седьмую ступени, получаем мелодический минор. При движении вниз гамма звучит как натуральная.
Разберите ее самостоятельно.
Чтобы построить натуральный мажорный лад от любого звука кроме ДО (или натуральный минорный от любого звука кроме ЛЯ) требуются знаки альтерации, например:
Дабы не писать их каждый раз, когда они встречаются, эти знаки выносятся в начало каждой строчки произведения и пишутся после ключа, отсюда их название - ключевые:
При исполнении произведения они действуют автоматически на всем его протяжении (в данном случае вместо чистых фа, до, соль и ре, играются фа диез, до диез, соль диез, ре диез). Для их отмены применяется знак бекар (см. нотное письмо), который действует в пределах одного такта.
По виду знаков при ключе тональности делятся на диезные и бемольные. Каждой тональности соответствует свой набор ключевых знаков (за исключением параллельных), и опытный музыкант, глядя в ноты, может всегда определить в какой тональности написано произведение.
Мажоро-минорная система- основа европейской классической музыки. В рок-музыке наряду с мажором и минором широко применяются минорная и мажорная пентатоники.
Минорная пентатоника - лад из пяти звуков, соответствующий натуральному минору без второй и шестой ступеней:
На грифе минорная пентатоника выглядит так:
V VI VII VIII
Фразы, построенные на основе этого лада имеют ярко выраженный блюзовый характер. Минорную пентатонику используют все рок-гитаристы, в рок-музыке этот лад можно считать основным.
Мажорная пентатоника - лад из пяти звуков, соответствующий натуральному мажору без четвертой и седьмой ступеней:
На грифе мажорная пентатоника выглядит следующим образом:
I II III IV V
Фразы в мажорной пентатонике дают колорит музыки кантри, она применяется, когда надо создать веселое, оптимистичное звучание.
Хроматическая гамма- лад, построенный по полутонам и содержащий все 12 звуков, входящих в октаву:
Мы будем использовать фрагменты хроматической гаммы в упражнениях.
Свинг
Некоторые примеры в этой школе имеют свинговую ритмику. О том, что это такое, пойдет речь ниже. Свинговая ритмика (пульсация), называемая также ритм «шаффл», отличается от обычной иным ощущением при игре «восьмых» нот. Мы уже знаем, что «четверть» делится на две ровные «восьмые»:
или на три «триоли»:
Запишем один такт в размере 4/4 «восьмыми» и споем его:
А теперь проделаем то же самое «триолями»:
Объединим с помощью лиги первую и вторую ноты триоли, а на третьей сделаем легкий акцент:
Это и есть свинговая, иногда ее называют триольной, пульсация. Пропойте этот такт и сравните его с тактом из ровных «восьмых». Свинговые «восьмые» записывают в виде обычных «восьмых» нот, в начале произведения делая пометку:
указывающую на триольную пульсацию:
Расположение нот на грифе.
Вы уже знаете, что минимальное расстояние между двумя звуками - полутон (см. звукоряд). На грифе гитары это расстояние между соседними ладами на одной струне или между открытой (не прижатой) струной и первым ладом:
Таким образом, между 2 ладами - тон, между 3- 1.5 тона и т. д.
Вот в качестве примера, расположение основных нот звукоряда по 1 струне:
После 12 лада, другими словами через 12 полутонов, звуки повторяются октавой выше. Лежащие между основными ступенями звукоряда ноты именуются двояко:
Вы всегда сможете их найти, зная основные.
Поскольку 2 струна на 5 ладу дает унисон с открытой 1 (см. настройка гитары), ноты на ней с 5 лада повторяют звучание 1 струны:
Этот принцип справедлив для всех остальных струн (3 струна повторяет звучание 2 начиная с 4 лада).
Вот полная схема расположения основных нот звукоряда на грифе гитары:
Чтобы быстрее ее освоить есть несколько рекомендаций:
1. Cначала выучите ноты на открытых струнах, если вы этого еще не сделали:
2. Теперь постепенно, струна за струной выучите ноты на каждой струне до 5 лада (ноты на 1 и 6 струнах имеют одинаковые названия и отстоят на 2 октавы). Вспомните расстояние между основными ступенями звукоряда и на какихладах настраивается гитара, это поможет:
3. Помните, после 12 лада ноты повторяются, поэтому, зная их расположение на открытых струнах и первых пяти ладах, вы знаете их и на ладах с 12 по17:
4. Далее выучите ноты по 5 и 6 струне до 12 лада.
5. Для поиска остальных нот используйте принцип переноса на октаву, не забывайте, названия нот на 1 и 6 струнах совпадают:
Имейте в виду - это долгий процесс, не торопитесь - лучше учить ноты регулярно и понемногу. Выделяйте на это какое-то время при занятиях на гитаре, вы можете учить их и только с помощью схемы, например в транспорте, но не забывайте перенести это на инструмент. На первых порах вы, скорее всего, будете пользоваться табулатурой, но смотрите и на нотный стан- ноты и соответствующие им лады постепенно будут откладываться у вас в голове.
Если вы выучили ноты на нотоносце, вот схема, которая поможет найти любую ноту нотного стана на грифе:
Освоив эту схему вы сможете разбирать на гитаре любую музыку, без табулатуры.