Рассказы о великих
Фридрих Георг Гендель
( 1865- 1759 г.г.)
Его Величество-случай.
Случай, порой, играет существенную роль в нашей жизни. Не разделяем мнение, что дети с высокой музыкальной одарённостью, несмотря ни на какие обстоятельства, обязательно пробьют себе дорогу и станут музыкантами. Тут вполне возможно сослагательное наклонение. А если бы даже такой чудо-ребёнок, как Моцарт родился не музыкальном Зальцбурге, а в глухой австрийской деревушке? А если бы в доме у Моцартов не было клавесина? А если бы отец его не был бы музыкантом или, по тем или иным соображениями, был бы категорически против, чтобы маленький Вольфангзанимался музыкой? К сожалению, так бывает. Во всяком случае, можно смело утверждать, что именно случай помог Фридриху Георгу Генделю стать великим композитором.
Фридрих родился в 1685 году в семье лекаря-хирурга при дворе герцога Адольфа Саксонского.
С семи лет мальчик получает классическое ( это было время Просвещения) широкое и многостороннее образование, в котором музыка, как и в античные времена, занимала значительное место. В частности, детей в обязательном порядке учили играть на клавесине. Учителем мальчика был хороший музыкант Иоганн Преториус.
Маленький Фридрих показывал исключительные успехи в музыкальных занятиях, но папа мечтал видеть сына адвокатом.
- Это, действительно, достойное дело,- неоднократно говорил он сыну.- А музыка-пустая, детская забава.
Нрава отец был твёрдого и стал бы Гендель адвокатом, если бы не вмешался всё тот же его Величество случай.
Герцоги не так уж часто заезжают в гости к своим придворным, но в этот раз Адольф проезжал в карете недалеко от дома своего лекаря, когда почувствовал себя плохо. У герцога были проблемы с сердцем. Экипаж свернул к дому Генделей. Врач, к счастью, был дома и оказал больному необходимую медицинскую помощь. Иоганну Адольфу стало лучше.
Было обеденное время и высокого гостя пригласили к столу. После обеда Фридрих,большоей любитель музыки. Попросил фридриха что-нибудь ему сыграть. Мальчик сыграл собственное сочинение-импровизвцию на известную мелодию.
Игра и творчество так поразили курфюрста, что тот стал настаивать, чтобы юный Гендель всерьёз учился музыке. Он даже порекомендовал ему в учителя лучшего музыканта Саксонии Фридриха Цахау.
Отказывать герцогу было не принято. Так, благодаря случаю, Гендель стал не рядовым, пусть хорошим адвокатом, а великим композитором.
Михаил Иванович Глинка (1804- 1857г.г.)
Миша родился и провёл детство в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, Ивана Николаевича, отставного капитана и большого любителя музыки.
Самые яркие музыкальные впечатления детства: игра на скрипке и флейте в оркестре крепостных музыкантов отца, и колокольный звон близлежащей церкви…
Колокольный звон
Весной 1811 года с самого утра 8-ми летний мальчик сидел в траве, в тени высоких деревьев, недалеко от церкви и ждал.
Часов у него не было, но он знал, что сегодня пасха и чудо скоро cвершится. Уже прошёл звонарь Яков и священник, отец Георгий. Со звонарём Миша был знаком. В крепостном оркестре его папы, на репетициях которого Миша постоянно присутствовал, помещика Ивана Николаевича Глинки, Яков играл на скрипке. Миша знал также, что папа посылал звонаря на пять лет учиться музыке в Германию.
Уже начали собираться у храма первые прихожане. Миша в нетерпении вскочил, стал прыгать и бить прутом по кустарнику: «Когда же начнётся? Когда?» И вдруг, сразу, неожиданно, без предупреждения это началось.
Мелодичные и одновременно мощные удары колокола понеслись откуда-то сверху. Казалось, не с церковной колокольни, а прямо с неба. Они захлестнули мальчика, накрыли его с головой.
Миша замер, закрыл глаза и стал медленно покачиваться в ритме колокольных ударов. Следом за мощными ударами, сначала тихо, а потом всё ярче и сильней откуда-то с вершин окружающих церковь берёз посыпались мелкими листочками колокольчики. Они нежно звенели, кружились в воздухе, как бабочки и весело подпрыгивали.
Миша принялся танцевать и подпрыгивать вместе с ними. Если бы кто-то видел в этот момент мальчика со стороны, то подумал бы, что он не в своём уме. Так длилось долго. Может быть двадцать минут, а. может быть, целый час. Когда, наконец, колокольный звон прекратился, мальчик обессиленный упал в траву и ещё долго в голове у него звучал и пел этот прекрасный перезвон колоколов.
Уже став взрослым, великий русский композитор Михаил Глинка не забывал воспоминаний детства и использовал звон колоколов в своих операх « Иван Сусанин и «Руслан и Людмила», а также в некоторых симфонических произведениях.
Давид Фёдорович Ойстрах
( 1904-1974 г.г.)
Один из величайших скрипачей мира, Давил Ойстрах родился в Одессе, в интеллигентной, еврейской семье. Его папа, любил музыку, а мама пела в хоре одесского оперного театра. На скрипке в их семье не играл никто.
И, тем не менее, мечта стать скрипачом к Додику ( так звали его дома) непонятно каким образом пришла с раннего детства. Может быть, спустилась с неба…
Малыш мечтал стать уличным скрипачом. Поэтому когда в 3 года папа подарил ему игрушечную скрипку, она стала его любимой игрушкой.
Пока другие малыши играли в песочнице, Додик выходил во двор со своей крошечной скрипочкой, водил воображаемым смычком и даже клал перед собой листок бумаги и заглядывал в воображаемые ноты.
И ещё. Если обычно малышей, когда наказывали, лишали похода в зоопарк или мороженного или ставили в угол, то для трёхлетнего Давида самым большим наказанием было, если мама не брала его с собой в оперный театр.
Обыкновенный, гениальный ребёнок
Трёхлетний Давид во время спектакля сидел в оркестровой яме, забившись в уголок, рядом с музыкантами. Он жадно слушал, и, казалось, впитывал в себя игру оркестра, пение солистов и хора, движения дирижёра.
В обычной жизни Додик был мальчиком живым, шумным, даже проказливым, а тут сидел неподвижно и готов был бесконечно слушать и слушать. Иногда по три-четыре часа подряд.
И надо же такому случиться: на необыкновенного мальчика обратил внимания необыкновенный взрослый, Пётр Соломонович Столярский.
Столярский один-два раза в месяц играл в оркестре театра, но главным его делом было обучение детей игре на скрипке. Причём, делал он это так, как ни до него, ни после него не умел делать никто в мире. Недаром музыкальную школу, которую Столярский организовал прямо у себя на квартире, называли «фабрикой талантов».
В школе этой учились многие замечательные скрипачи: Натан Мильштейн, Борис Гольдштейн, Михаил Фихтенгольц, Самуил Фурер, Елизавета Гилельс…Список можно продолжать и продолжать.
Столярский был, конечно же, необыкновенным взрослым. Он знал не только тайну как сделать из ребёнка великого скрипача, но и другую, не менее важную, как увидеть в малыше великого скрипача.
В тот вечер во время спектакля Пётр Соломонович долго вглядывался в малыша. В антракте подошёл и поговорил с ним.
- Чей это мальчик? – спросил он потом соседа по пульту.
- Это Давид, сын хористки Бейлы Ойстрах.
После спектакля Столярский подошёл к Бейле.
- Приводите ко мне Вашего мальчика. Я сделаю из него скрипача.
- Вы уверены, что из него получится толк? - спросила Бейла. Он ведь совсем маленький. К тому же большой проказник.
- Уверен. И тут Пётр Соломонович сказал фразу, которая оказалась пророческой:
- У Вас, Бейла, обыкновенный, гениальный ребёнок.
Профессор Столярский и его ученики. Давид Ойстрах
Слева направо: Моисей Ратнер,
Петр Соломонович Столярский,
Давид Ойстрах и Вениамин Пронин.