top of page

ҚАЗ

Авангард

Искусство ХХ века. Авангардизм

В широком смысле, к “авангардизму” причисляют все новаторские, нетрадиционные устремления в искусстве начала ХХ века. В узком смысле, понятие “авангардизм” относится к конкретному кругу идейно-художественных явлений в искусстве и имеет собирательное обозначение всех новейших течений, таких как, фовизм, футуризм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм, примитивизм, сюрреализм.

ФОВИЗМи творческий портрет Анри Матисса – французского живописца, скульптора, графика, декоратора. В его картинах почти нет объема, а вся композиция строится на контрасте цветов. Цвет – основное выразительное средство в его полотнах, утверждающих красоту и радость бытия (“Вид из окна. Танжер”, “Красные рыбки”, “Розовая комната”). Фовисты стремились создать новую реальность, которую они приравнивали к творениям природы. Их произведения открывают фантастический, полный радости мир красок и ощущений. Особенность художественного метода – цвет. Цвет достигает своей полной выразительности тогда, когда он организован и его интенсивность соответствует интенсивности чувств художника. Единство группы фовистов было недолговечным. Скоро каждый из них пошел своим путем.

Безымянный.png

Анри Матисс. Красные рыбки

КУБИЗМ сначала сформировался как течение в живописи, а уже потом был осмыслен теоретически. Для кубизма характерны: геометризация форм; создание объема не светотенью, а цветом; главенство композиции, в которой выражается воля художника. Творцом кубизма стал Пабло Пикассо – французский (испанец по происхождению) живописец, график, скульптор, декоратор. В начале ХХ века он пришел к мысли, что живопись не способна разрешить проблемы эпохи. Искусство может лишь интерпретировать, анализировать, создавать пластические формы – и не более того. Прошел в творчестве периоды: голубой (1901–1904 гг.), розовый (1905–1906 гг.), кубический (с 1907 г.) , когда через деформацию внешнего облика предмета пытается выявить его структуру (“Старик-нищий с мальчиком”, “Авиньонские девицы”).

Безымянный.png

Пабло Пикассо. Плачущая женщина.

ФУТУРИЗМ. Некоторые приемы футуристами заимствованы у кубистов – они также “ломали” предметы на части. И если кубисты пробовали показать предметы с разных сторон одновременно, то футуристы представляли изображаемые предметы еще и в разные времена. Умберто Боччони – итальянский художник и скульптор, преследуя идею движения сквозь время и пространство, создавал произведения, полные динамизма и вихревых космических сил (“Материя”, “Развитие бутылки в пространстве”, “Конь + Всадник + Дом”). Футуризм – явление в искусстве кратковременное.

Безымянный.png

Умберто Боччони. Голова + Свет + Окружение

ЭКСПРЕССИОНИЗМ зародился в Германии (в 1905 г. в Дрездене создано объединение “Мост”, сопровождавшееся рядом выставок его участников) и развивался параллельно с фовизмом во Франции. В отличие от фовистов экспрессионисты не стремились к красоте; им присуще внимание к содержанию. С помощью картины экспрессионисты надеялись разрешить общественные противоречия эпохи. И, как результат, состояние удрученности, разочарования и досады; неспособность увидеть в мире что-либо, кроме уродства и зла. Для выражения порывов чувств они использовали либо кричащие, яркие краски, либо мрачные, грязноватые тона; небрежные движения кисти; резкие и упрощенные формы, сознательное их искажение. С экспрессионизмом как художественным течением покончили пришедшие к власти в Германии в 1933 г. нацисты. Гитлер объявил их искусство “дегенеративным”, подлежащим уничтожению.

Безымянный.png

Кирхнер Эрнст Людвиг. Уличная сцена в Берлине

АБСТРАКЦИОНИЗМ. Основоположником и теоретиком направления был Василий Кандинский. Им созданы первые “беспредметные” произведения, в которых бесформенные пятна в ярких сочетаниях пересекаются кривыми или извилистыми линиями. В.Кандинский создает “психофизиологическую” теорию живописи: “Появляется на свет психическая сила краски, рождающая вибрацию души”. Художник отмечает основные закономерности воздействия линий, цвета, пятен на человека:

белое – начало, рождение, глубочайшее молчание;

черное – конец, печаль, смерть;

желтое – беспокойство, наглое и навязчивое воздействие;

синее – углубленность, зов к бесконечности, пробуждение желания к чистоте и сверхчувственности;

зеленое – самодовольное спокойствие;

красное – беспокойство, кипение, негодование.

Говорят, что картины Кандинского рождают эмоциональную музыку. Всматриваемся в его “Импровизации”, “Композиции”, и, может быть, для нас прозвучит их сокровенный смысл.

Безымянный.png

Василий Кандинский. Желто-красно-голубое

СУПРЕМАТИЗМ Малевича (Казимира Малевича называют отцом супрематизма). Само слово “супрематизм” – неологизм, основанный на польском лексиконе – родном языке К.Малевича. Оно означало превосходство новой живописи над всем, что ей предшествовало. В декабре 1915 года художник выставил в Петрограде 39 “беспредметных” композиций, среди которых был простой “четырехугольник” – “Черный квадрат на белом фоне”. В этом же году был опубликован манифест “От кубизма и футуризма к супрематизму”. “Белый манифест” 1918 года показал, что супрематизм переместился в сферу идеального. Малевич воспевает революцию чистого духа, “сверхчеловека”; провозглашает власть новой пространственной идеи – бесконечности. Эта идея, по мысли автора, определяет и новое сознание, т.е. сознание человека, который принимает на себя ответственность за все философские выводы из этой новой картины мира. В конце 20-х годов отказ искусству в праве на автономный язык привел к вытеснению “беспредметничества” из мастерских художников. В 1932 г. все независимые группировки были упразднены.

Безымянный.png

Казимир Малевич. Спортсмены

Безымянный.png

Казимир Малевич. Самовар

ПРИМИТИВИЗМ. В начале ХХ века в Европе получили широкое распространение идеи о том, что действительность настолько антигуманна и уродлива, что недостойна быть отображенной в искусстве. При этом человек представляется либо совершенным животным, лишенным духовной жизни, либо утонченным эстетом, далеким от жизни. Анри Руссо – один из ярчайших представителей примитивизма. Его называли “наивистом” и “художником детства”. Он создавал мир детской мечты, навеянный книжными иллюстрациями.

Безымянный.png

Анри Руссо. Война

Одним из самых интересных проявлений примитивизма было творчество Марка Шагала. Конечно, есть черты и других направлений в его полотнах, но в основе – удивленный, растерянный и восторженный взгляд талантливого человека на мир. Творчество М.Шагала отличается религиозной направленностью.

Безымянный.png

Марк Шагал. Я и деревня

СЮРРЕАЛИЗМ предлагает рассматривать искусство как средство перехода от рассудочной реальности к “сверхреальности”, воплощающей, по их мнению, подлинную природу человека, свободную от рассудка и морали. В сюрреализме нет порядка и разумного смысла – все подчиняется случайности сновидения. Художники-сюрреалисты стремятся воздействовать на психику зрителя причудливостью своих ассоциаций, воспроизводящих образы из мира кошмарных сновидений или бреда душевнобольных. Сальвадор Дали – испанский живописец, скульптор, график. Его картины – это фантасмагории, в которых противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов придана видимая достоверность и убедительность (“Постоянство памяти”, “Три юные сюрреалистические женщины держат оболочку оркестра в руках”).

Безымянный.png

Сальвадор дали. Искушение Святого Антония

Рене Магритт – бельгийский живописец, использует фантастические и тревожные, навеянные сновидениями образы (“Невидимый мир”. “Смысл ночи”).

2.png

Рене Магритт. Прекрасный мир

3.png

Рене Магритт.Проницательность. Автопортрет

http://festival.1september.ru/articles/313104/

Featured Posts
Recent Posts
Follow Us
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

РУС

ENG

bottom of page