Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігінің «Республикалық қосымша білім беру оқу-әдістемелік орталығы» РМҚК
Ministry of Education and Science of the Republican of Kazakhstan Republican
training and methodological center
of additional education
ҚАЗ
Петя Чайковский - Первое выступление
Петя Чайковский родился в небольшом уральском городке Воткинске, где отец его служил директором горного завода. С пяти лет он начал учиться игре на фортепиано у Марии Пальчиковой, худенькой женщине невысокого роста из крепостных, которая в барском доме чувствовала себя робко и неуверенно. То ли учительница играла не очень хорошо, то ли малыш был необычайно одарён но, как пишут биографы великого русского композитора, Петя уже через год превзошёл учительницу и в умении читать ноты и в технике игры. Тогда и состоялось его первое выступление…
Домашние, любительские концерты бывали в доме Чайковских не часто. Примерно, три-четыре раза в году. Шестилетний Петя их любил, ждал с нетерпением, и узнавал, что день концерта близко, когда начинались репетиции трио. За несколько дней до репетиции папа, Илья Петрович, доставал из шкафа флейту и мелодичные переливы наполняли дом, а мама, Александра Андреевна, садилась за рояль и напевала что-то такое красивое и нежное, что у малыша в груди становилось тепло и хотелось плакать.
Через несколько дней после того как папа начинал играть на флейте, приезжали два других участника трио, которых Петя уже хорошо знал: один играл на гитаре, другой на виолончели.
Репетиции проходили в зале для гостей. Играли, в основном, сочинения итальянских и немецких композиторов. Репетиция длились два-три часа, но малыш слушал, пока папа не прогонял его спать.
В тот день морозный, декабрьский день 1846 года на домашний концерт съехалось много гостей: несколько инженеров с семьями из горного завода, где папа служил директором, местный судья, большой любитель музыки с женой и тремя детьми, несколько помещиков с жёнами из окрестных деревень.
Прибыл даже священник местной церкви, который раньше такие концерты не посещал. Он приехал, потому что в этот раз выступал хор певчих Благовещенского монастыря , а священник был большое любитель церковной музыки.
Всё было похоже на настоящий концерт. В большой зале ровными рядами стояли стулья. Участники волновались и ждали выхода в соседних комнатах. Большой, недавно купленный рояль, (раньше у Чайковских был только орган на мехах) сверкал бело-чёрным великолепием. Всё было готово. Гости, оживлённо переговариваясь, расселись по местам, но концерт не начинали. Чайковский старший постоянно выглядывал в окно и нервно потирал руки. Открыть концерт должен был хор певчих, а он почему-то задерживался.
- Не волнуйтесь Вы так, Илья Петрович, приедут они. У монастыря лошади хорошие. Возможно, дорогу снегом занесло.
- Илюша, может начнём с какого-нибудь другого номера? Хочешь я спою пару романсов?- предложила Александра Андреевна.
- Не знаю, не знаю, - неуверенно развёл руками Илья Петрович.- Сегодня, перед Рождеством так хорошо было бы открыть концерт именно церковным хором.
- Папа, можно я поиграю,- неожиданно подошёл к отцу Петя.
- Ты?- удивился Илья Петрович.
-А что? - поддержала мама. – Пускай поиграет. Сыграй, сынок, «Менуэт» Моцарта. Я слышала, как ты его вчера играл на уроке. Очень даже неплохо. И гостям будет не скучно.
- Ну, хорошо, - согласился папа. – Я тебя объявляю.
Петя подошёл к роялю, с трудом взобрался на высокий стул, но долго не начинал играть.
- Играй, Петенька. Играй «Менуэт» Моцарта, - шептала мама из другой комнаты.
И Петя заиграл. Но не «Менуэт». Протяжная мелодия что-то напоминала. Что-то знакомое и близкое. Сначала знакомый мелодический рисунок робко прорезывался, появляясь и исчезая, то в левой руке, то в правой руке, потом он начинал звучать всё настойчивее и определённее и, наконец, зал удивлённо ахнул. Все узнали. Это были вариации на тему местной народной песни: «На зоре было на зореньке». Песне, которую в Воткинске часто пели деревенские женщины во время работы. Всем стало ясно, что пьесу сочинил сам Петя. Этот маленький шестилетний мальчик. По окончании раздались бурные аплодисменты.
Потом приехал, наконец, хор певчих, было много других музыкальных номеров, но по окончании концерта все говорили, в основном, об удивительном таланте маленького композитора.